VIPmagazin
ИнформацияСправочникКонтакты
Информация
Наши телефоны: 354-3471, 353-5481
В помощь покупателю  
Каталог
 
Поиск по каталогу

Искать

 
   
  Теория домашнего кинотеатра

Легко ли быть универсальным? Идут годы, а единого формата записываемых DVD по-прежнему нет

Константин Быструшкин

Кошмар несоответствия стандартов преследует DVD с самого момента его рождения. Все мы хорошо помним непримиримую битву титанов, которая разразилась в 1995-96 годах между апологетами двух вариантов будущего супердиска: "двусторонщиками" (Toshiba, Matsushita, Thomson и др.) и "двухслойниками" (Philips & Sony). К счастью, тогда победила дружба, и поэтому сегодня есть единый формат DVD. Правда, в четырех вариантах (DVD-5, DVD-9, DVD-10 и DVD-18), а также двухслойные (DVD-9, DVD-18) и двусторонние (DVD-10, DVD-18).

РАСКОЛОТЫЙ ФОРУМ

Идиллия согласия продолжалась недолго. "DVD-братство" (добровольное объединение в DVD Consortium десяти отцов-основателей формата DVD: JVC, Hitachi, Matsushita, Mitsubishi, Philips, Pioneer, Sony, Thomson, Time Warner, Toshiba) дало первую трещину уже в 1997 году. Тогда Оргкомитет для популяризации формата решил переименовать DVD Consortium в DVD Forum и разрешил вступать в него всем заинтересованным организациям. Поскольку число членов новорожденного союза быстро превысило две сотни (среди наиболее именитых неофитов были LG, Samsung, Sharp, IBM и Intel), достигнутый ранее хрупкий баланс интересов тут же был разрушен. Уж больно разношерстным стал теперь его состав и слишком разные были у всех интересы.

Все это не замедлило сказаться на судьбе формата "суперзвукового" компакт-диска на основе DVD-технологий. Что неудивительно, так как призом победителю очередной войны стандартов виделись большие деньги. Ведь речь шла о полной замене в обозримом будущем всего парка "морально устаревших" за прошедшие 15 лет CD-проигрывателей. А их сегодня в мире насчитывается ни много ни мало 600 млн шт.! Как видим, есть за что бороться. Так что в этот раз Philips и Sony пошли на принцип. В итоге сегодня мы имеем два не совместимых между собой звуковых стандарта DVD-A и SACD.

Но эта неприятность - сущие пустяки по сравнению с тем, что творится ныне с записываемыми и перезаписываемыми дисками. В мире серийно выпускаются следующие типы: DVD-RAM, DVD-R/DVD-RW и DVD+R/ DVD+RW. Причем их сторонники объединились уже не в два, а в целых три(!) противостоящих друг другу лагеря.

Группу поддержки формата DVD-RAM возглавляет триумвират Matsushita, Hitachi и Toshiba. Достоинство их диска - большое количество циклов записи/воспроизведения (порядка 100000). Недостаток - конструктивная несовместимость с обычными DVD, так как диск DVD-RAM помещается в специальный защитный картридж.

Не менее солидный состав и в лагере DVD-R/DVD-RW. Их признанный лидер - компания Pioneer, а в группу поддержки входят еще около 40 фирм. Включая Aiwa, Sanyo, JVC, Samsung, LG, Thomson, Sony и др. Оба этих стандарта пользуются широким признанием производителей бытовой AV-электроники, однако диски DVD-R/RW воспроизводятся далеко не на всех типах DVD-проигрывателей. Особенно DVD-RW в режиме VR (об этом поговорим чуть позже).

Напротив, DVD+R/DVD+RW, продвигаемые Sony и Philips, обеспечивают наилучшую совместимость с уже выпущенными и проданными DVD-плеерами. Сторонники этого формата, в который, помимо названных гигантов, входят Hewlett-Packard, Yamaha, Thomson, Hitachi, Yamaha, Mitsubishi и др., образовали в пику DVD-форуму объединение DVD+RW Alliance.

Кстати, внимательные читатели уже могли заметить, что некоторые фирмы (Hitachi, Thomson, Sony) участвуют одновременно в двух программах. Что позволяет им минимизировать коммерческий риск и разработать более гибкую рыночную стратегию. Более того, Sony совсем недавно предложила объединить три формата в две группы: DVD-Dual (DVD-RW и DVD+RW) и DVD-Multi (DVD-RAM и DVD-RW). Таким образом, предполагается, что на рынке будет уже не три, а только два взаимоисключающих формата.

Пожалуй, это мало что меняет. Ведь несмотря на близость большинства базовых характеристик (например, емкость 4,7 Гб, геометрические размеры пит и длина волны лазера в 650 нм для записи/воспроизведения дисков), все эти носители плохо совместимы между собой. А поэтому объединение их в две или три группы проблемы не решает. Джинн многостандартности, который на время разработки DVD-Video удалось на время загнать в бутылку, снова явился свету в самом неприглядном виде.

По прогнозам, количество проданных записывающих DVD-устройств в 2002 году составит 1,5 млн шт., а в 2005-м - уже 14,2 млн. Такой лакомый кусок никто добровольно не отдаст. А это значит, все соперничающие группировки будут активно продвигать свои форматы. Остается только найти ответ на вопрос: что делать покупателю? Какой стандарт выбрать? Ведь уже сегодня DVD-рекордеры объективно востребованы владельцами цифровых камкордеров и другой цифровой AV-аппаратуры. А впереди - неизбежный всеобщий переход телевещания на цифру. На самом деле выход из этой тупиковой ситуации есть: он - в создании мультистандартных аппаратов, поддерживающих работу с разными типами дисков.

И это понимают все участники процесса. Поэтому еще в ноябре 2001 года DVD Forum разработал спецификацию совместимости разных форматов, известную больше под именем DVD-Multi standards. В этом документе сформулированы требования к универсальным (мультистандартным) проигрывателям и рекордерам DVD-дисков, которыми должны руководствоваться конструкторы и производители этого вида техники. (Любопытные могут ознакомиться с ними в Сети по адресу www.dvdforum.org/tech-dvdmulti.htm )

Цель программы - создание нового поколения записывающей и воспроизводящей аппаратуры, включая компьютерные DVD-приводы, которые смогут работать с форматами, официально поддерживаемыми DVD Forum. Техника, удовлетворяющая этим требованиям, после получения соответствующей лицензии от DVD Forum имеет право быть маркирована специальными логотипами, образцы которых приведены на упомянутом выше сайте (на страничке DVD Multi Logo).

Отметим, что эти спецификации не предусматривают поддержку DVD+R/ DVD+RW, у которых сегодня становится все больше сторонников. А это значит, что война форматов по-прежнему продолжается.

НИЧТО НЕ НОВО В ЭТОМ МИРЕ

На самом деле проблема наличия нескольких стандартов на аппаратуру одного типа отнюдь не нова. Например, в аналоговом цветном телевидении с 60-х годов используются 3 базовые системы - PAL, SECAM и NTSC. При этом в наличии имеется также полудюжина стандартов на параметры передачи телесигнала в эфире (B/G D/K/I/I'/L/M), отличающихся не только частотами телевизионных каналов, но и шириной спектра передаваемого сигнала и частотами поднесущей звука. В сумме это дает порядка 28-30 комбинаций система/стандарт (в реальности используются далеко не все возможные варианты. Например, не существует цветного телевидения SECAM M или NTSC L). Поэтому в 70-80-е годы в родном отечестве сплошь и рядом случалось, что привезенный из-за бугра дорогущий телевизор или видик отказывались показывать в цвете программы нашего телевидения SECAM D/K. Или принимали наш эфир без звука. Кстати, и советские телевизоры тогда патриотично отвергали цвет в чуждом нам PAL'е (и уж тем более - NTSC), а заодно не воспроизводили звук при подключении видеомагнитофона через антенное гнездо. Аналогично обстояли дела и с импортными радиоприемниками, которые не могли ловить российские программы в УКВ ЧМ-диапазоне. Все эти, казалось бы, неразрешимые проблемы были сравнительно легко преодолены в мультистандартных моделях телевизоров и видеомагнитофонов, а также двухдиапазонных FM/УКВ-приемников.

С появлением DVD-Video возник относительно недолгий рецидив проблемы совместимости форматов из-за существования двух несовместимых систем объемного звучания - Dolby Digital и DTS. Но и ее быстро решили с помощью универсальных декодеров Dolby Digital/DTS.

Мультистандартность в современной бытовой AV-аппаратуре стала нормой - практически невозможно найти на рынке, скажем, моносистемный цветной телевизор или видеомагнитофон, работающий только в PAL. Или SECAM.

Посмотрите, к примеру, как происходит эволюция DVD-проигрывателей с появлением дисков SACD и DVD-A. Сегодня поддержка DVD-A уже становится едва ли не обязательной функцией проигрывателей среднего и высокого класса и все чаще появляется и в бюджетных аппаратах. Чисто SACD-аппаратов выпускается все меньше и меньше. Зато усилиями Sony и Philips на рынке появилась большая популяция универсальных SACD/DVD-плееров разных классов. Но дальше всех пошел Pioneer. Его революционная модель DV-747 стала первым в мире по-настоящему универсальным DVD-проигрывателем, который поддерживает воспроизведение рекордного количества стандартов дисков: DVD-V, DVD-A, SACD, DVD-R, DVD-RW, VideoCD, CD, CD-R, CD-RW, mp3 CD! Так что в принципе задача обеспечения требований спецификации по совместимости технически может быть успешно решена уже сегодня.

Не успели мы восхититься проигрывателем Pioneer DV-747, как его сменяет еще более совершенный DV-757Ai с прогрессивной разверткой. Но самую большую надежду на скорое появление доступного DVD-проигрывателя DVD Multi внушают бюджетные версии этого аппарата - Pioneer DV646A и DV656A, стоящие вдвое меньше. Не отстают и другие производители, в частности Sony и Philips, которые выпустили в свет множество моделей, поддерживающих воспроизведение большого количества оптических дисков. Скажем, Philips DVD-962SA воспроизводит DVD-V, SACD, VideoCD, DVD+R, DVD+RW, CD, CD-R, CD-RW, а Sony DVP-NS900V - DVD-V, SACD, DVD-R, DVD-RW, CD, CD-R, CD-RW. Аналогичные универсальные машины есть сегодня в производственных программах всех ведущих компаний.

Кстати, помимо технических проблем, на этом пути встречаются препоны и чисто политического свойства. Например, DVD-проигрыватели Pioneer упорно не читают диски конкурирующего DVD+R/RW, хотя технически сделать это очень просто. Ведь формат записываемого на "плюсовые" DVD сигнала практически не отличается от стандартного DVD-V.

Зато создание универсальных записывающих устройств продвигается куда как медленно. Наибольшим достижением в этом направлении, пожалуй, стал выпуск двухстандартных (DVD-RAM/DVD-R) DVD-рекордеров Samsung DVD-R3000 и Pioneer DVR-7000, а также DVD-рекордеров Philips нового поколения типа DVDR-985, которые умеют писать на болванки и DVD+R, и DVD+RW. Кстати, стоимость чистого диска DVD-R на Горбушке уже упала до 100 рублей. Да и цены на сами аппараты тоже довольно быстро снижаются. Сравните: флагманский Philips DVDR-1000 еще в начале этого года стоил около $2000, а сегодня его младшего брата DVDR-985 предлагают всего за $1400. Тоже не мало. Но тенденция обнадеживает.

Возникает вопрос: можно ли создать универсальный DVD Multi-рекордер, способный писать диски нескольких форматов?

ЭТИ РАЗНЫЕ, РАЗНЫЕ ДИСКИ

Проблема совместимости записываемых DVD возникает из-за различий в формате записи данных на диск и структуре самого диска. Отметим лишь некоторые принципиальные отличия, которые в основном и определяют сложность создания универсального DVD-рекордера.

Наиболее простую структуру имеет DVD-ROM (рис. 1а). Он получается путем прессования с оптической матрицы, изготовленной при помощи мощного лазерного луча. К этому семейству относятся и фабричные DVD-V, и DVD-A-диски.

Принцип их считывания - тот же, что и у обычных CD.

Однократно записываемые DVD-R и DVD+R (рис. 1b) перед отражающим слоем имеют дополнительный слой прозрачной органической краски (recording layer), помещенный в специальную спиральную канавку для обеспечения трекинга лазерного луча. В процессе записи под действием лазерного луча большой интенсивности (примерно на порядок большей, чем используется в режиме воспроизведения) краска в месте попадания на нее луча нагревается до 500-700 градусов и становится непрозрачной. Процесс воспроизведения информации с рабочего слоя DVD-R/DVD+R мало чем отличается от того, как это делается у DVD-ROM, и поэтому они могут проигрываться практически любым DVD-аппаратом и компьютерным дисководом. Отметим, что для нормальной работы сервосистем на поверхность болванки предварительно наносится специальная спиральная канавка wobble (ребро), а промежутки между ними называются полями (land). Само же рабочее вещество информационного слоя (органическая краска) в дисках DVD-R и DVD+R наносится на поверхность ребер.

DVD-RW и DVD+RW (рис. 1c) имеют более сложную структуру. Принцип хранения информации в перезаписываемых дисках заключается в изменении фазового состояния специального аморфного материала под действием лазерного луча большой интенсивности. При этом, в зависимости от состояния рабочего вещества (аморфное или кристаллическое), в данной точке коэффициент отражения информационного слоя изменяется от 18% до 30%. Чего вполне достаточно для современных DVD-проигрывателей и компьютерных дисководов, имеющих высокочувствительные оптические головки, рассчитанные на воспроизведение двухслойных дисков. Беда только в том, что некоторые проигрыватели из-за низкой отражательной способности аморфного вещества идентифицируют диски RW как двухслойные. Поэтому их сервосистема пытается сфокусировать луч на полупрозрачном слое, который у двухслойных дисков находится над подложкой. Понятное дело, что ничего хорошего из этого получиться не может и проигрыватель отказывается воспроизводить неправильный компакт. Именно это и является одной из причин проблемы совместимости дисков RW с обычными DVD-проигрывателями.

На рисунке видно, что структура рабочих слоев диска RW отличается от R не только типом материала информационного слоя, но и наличием дополнительных диэлектрических слоев. Для работы сервосистем рекордера в дисках RW также используется предварительная разметка болванки при помощи спиральной канавки с записью сигналов на ребре.

Наконец, перезаписываемые DVD-RAM (рис. 1d) отличаются тем, что в этом формате запись информации производится не только на поля, но и на ребра. Это удобно при записи компьютерных файлов, так как позволяет за счет рационального размещения данных как бы в двух слоях уменьшить время доступа к произвольному месту на диске. Что касается принципа записи в информационном слое, то в DVD-RAM также используется аморфные вещества с изменяемым фазовым состоянием кристалл - аморфная фаза.

При записи на чистую болванку дисков всех типов возникает проблема трекинга (то есть управления положением пятна лазерного луча на поверхности диска) и регулирования скорости вращения болванки. В дисках DVD-ROM заводского изготовления этой проблемы нет, так как луч лазера ведется сервосистемой проигрывателя по спиральной дорожке из пит. Управление вращением диска DVD-ROM осуществляют путем поддержания постоянной скорости считывания данных с диска.

Для незаписанной же болванки DVD этот простой метод, естественно, не годится. Поэтому разработчиками форматов записываемых и перезаписываемых дисков было предложено несколько остроумных путей решения этой проблемы.

Как уже говорилось, в дисках форматов DVD-R и DVD-RW (рис. 3а) для трекинга луча используется спиральное ребро wobble, по которому сервосистема рекордера и ведет луч в процессе записи (и воспроизведения тоже). В случае если пятно луча сойдет с ребра, уровень отраженного от поверхности диска сигнала либо увеличится, либо уменьшится, и система управления оптической головкой вернет его на место.

Вопрос синхронизации скорости вращения болванки диска решается в форматах DVD-R/DVD-RW не менее изящно: на поверхность полей через равные промежутки нанесены специальные поперечные выступы-метки land pre-pit, которые и являются своеобразными точками отсчета.

В стандартах DVD+R и DVD+RW (рис. 3с) для трекинга луча также используется извилистая дорожка ребра wobble. Но в отличие от "минусовых" стандартов записи/перезаписи на DVD, для синхронизации скорости вращения болванки дополнительные ребра-метки не применяются. Информация для системы привода диска здесь задается путем предварительной высокочастотной модуляции ребер синхросигналом, в результате чего их поверхность имеет вид извилистой дорожки. При записи диска система трекинга считывает отраженный от его поверхности луч лазера, модулированный пилот-тоном синхросигнала. Ну а дальше, как говорится, все просто: схеме привода диска нужно лишь поддерживать постоянной частоту этого сигнала, считываемого с диска.

В дисках DVD-RAM (рис. 3b) трекинг осуществляется все тем же ребро-полевым способом. А для синхронизации частоты его вращения используются дополнительные метки, помещенные на полях.

ДРУГИЕ ПРИЧИНЫ НЕСОВМЕСТИМОСТИ

При создании универсальных DVD Multi-проигрывателей и рекордеров необходимо учитывать, что диски DVD-RAM помещаются в специальный защитный картридж. Поэтому транспортный механизм универсального аппарата должен допускать возможность его установки и обеспечивать доступ к поверхности находящегося в нем диска в процессе записи и воспроизведения.

У дисков формата DVD-RW также есть особая "фишка", из-за которой они могут стать несовместимыми с нормальными проигрывателями. Речь идет о специфическом режиме записи DVD-VR (Video Recording), в котором формат записи отличается от общепринятого для стандартного DVD-Video. Применение режима VR предоставляет пользователю большие возможности по монтажу видеопрограммы и широкого варьирования параметров качества записи и ее продолжительности. Однако несмотря на физическую совместимость параметров записанного на диске сигнала с DVD-V, диски DVD-VR не могут быть воспроизведены обычными DVD-проигрывателями. Впрочем, во многих современных аппаратах с маркировкой RW Сompatible player эта проблема уже решена. В частности, все модели Pioneer 2002 года читают диски DVD-VR.

Как видим, проблем у создателей DVD Multi-рекордеров хватает. Мало того, что им придется обеспечить разные алгоритмы трекинга и управления скоростью вращения болванки для разных типов дисков, так еще и нужно будет формировать при записи цифровые сигналы с различным кодированием. А ведь мы еще оставили за бортом проблему формирования поисковых меню (плей-листов), устройство которых у разных типов дисков также различается.

В общем, создание универсальных DVD-аппаратов потребует от конструкторов нетривиальных решений. А при создании рекордеров - и подавно. Возникает резонный вопрос: а нужны ли универсальные рекордеры, если все DVD-проигрыватели следующего поколения окажутся всеядными? На наш взгляд, не нужны. К примеру, диски DVD+R/RW, как показали результаты наших тестов, уверенно читаются на всех DVD-аппаратах.

Так что же ждет нас завтра? Есть опасность, что проблема многостандартности будет актуальной и для владельцев следующего поколения DVD-аппаратуры на основе технологии Blu-Ray Disc. Еще не успев как следует родиться, этот формат уже сейчас разветвился на три варианта, существенно отличающихся структурой диска. Похоже, что единые для всех форматы CD-R и CD-RW так и останутся скорее исключением, чем правилом в истории развития оптической записи. К счастью, современная техника позволяет сравнительно легко решить проблему многостандартности путем создания универсальных аппаратов. А значит, можно с оптимизмом смотреть в будущее.

Журнал "Салон АВ" 2003 #1 (01.01.2003)

назад | на главную | наверх


 
Информация о производителях
Вопросы и Ответы
Обратная связь


 

Copyright © 2004 VIP-magazin — магазин качественной цифровой техники:
плазменные панели, телевизоры и многое другое...


Rambler's Top100